Марио Тестино-один из моих любимых фотографов. Копирую здесь замечательную статью о нем Андрея Высокова…
Многие зрители, рассматривающие фотографии Марио Тестино в музеях или картинных галереях, спрашивают себя: искусство ли это? Или более-менее качественные художественные поделки? Или даже просто коммерческий ширпотреб? Сам фотограф – особенно в последнее время – любит говорить о художественной стороне своей работы: «Хочется верить, что я не просто фотограф. Мне нравится идея, что коммерция и искусство могут сосуществовать, в том смысле, что работа коммерческого фотографа – нравится вам это или нет – может быть хороша как с коммерческой, так и с художественной точек зрения». В другой раз он рисует себя «ловцом чудесных мгновений»: «Мои фотографии очень просты. Я верю, что магия фотографии заключается в том, что она отражает один момент, который не существовал прежде и не повторится в будущем». Согласитесь – это мог бы сказать Анри Картье-Брессон или Юджин Смит, но из уст Марио Тестино это звучит, по меньшей мере, странно!
Однако в иные моменты он довольно трезво оценивает себя как (очень) успешного коммерческого фотографа, прекрасное подтверждение этого я вынес в эпиграф. В другой раз, отвечая на вопрос «Что нужно чтобы получить великую фотографию?», Тестино сказал: «Эмоции, хороший свет, хорошая модель, немного юмора, хорошая команда – особенно в моем случае, потому что как коммерческий фотограф я работаю в команде – стилист, художник по гриму, парикмахер – все они помогают сделать конечный продукт». В этом перечне тоже нет ни слова о, скажем, художественном таланте фотографа; все больше о производственных проблемах коммерческой фотографии.
Давайте на время отвлечемся от умозрительных вопросов классификации Марио Тестино и познакомимся с историей его восхождения на фотографический олимп: она занятна и весьма поучительна.
***
Марио Тестино (Mario Testino) родился в Лиме (столица Перу) 30 октября 1954. «Я – результат смешения различных культур», – с гордостью говорил он позднее, – «В жилах моего отца текла итальянская кровь, моя мать была наполовину испанкой, наполовину ирландкой». В детстве мальчик учился в американской католической школе и мечтал стать священником – конечно не простым священником, а каким-нибудь архиепископом или что-нибудь в этом роде. Однако судьба в лице его отца, который занимался нефтяным бизнесом, решила иначе: когда Тестино-старший отправился в деловую поездку в Нью-Йорк, вспомнив, что его сын хорошо знает английский, он решил сэкономить на переводчике и взял молодого человека с собой. В Соединенных Штатах Марио раздумал посвящать себя богу, там же он впервые задумался о мире моды.
Родители не жалели средств на образование Марио: он изучал экономику, юриспруденцию, международные отношения, в разное время поступал на различные факультеты пяти университетов в Перу, США и Великобритании. Молодой человек не очень успешно воспользовался деньгами своих родителей, во всяком случае я не нашел никаких свидетельств, что он закончил хотя бы один из пяти университетов, получил какой-нибудь диплом или что-нибудь в этом роде. В Лондоне решив подзаработать он устроился ассистентом в студию известного театрального фотографа Джона Виккерса, а после смерти последнего в 1976 году завязал с образованием и сам стал фотографом.
Нельзя сказать, что Тестино быстро добился популярности. В первые годы у него не было постоянной клиентуры; чтобы хоть как-нибудь свести концы с концами он даже подрабатывал официантом в ресторане. Там же работали несколько столь же удачливых в кавычках фотомоделей, так что у Марио было на ком потренироваться. В конце 1970-х годов, когда он решил купить профессиональное осветительное оборудование, ему пришлось брать кредит в банке. Вскоре его снимки начали появляться в модных журналах – не сказать, чтобы очень часто или с большим успехом, но к середине 1990-х годов сорокалетний Марио Тестино был уже достаточно известным и уверенным в себе лондонским фотографом-профессионалом.
Может быть, главное чему он научился за первые 20 лет своей карьеры – это умение помочь модели раскрыться. «Когда я фотографирую, я действительно чувствую себя влюбленным в модель, но не только в ее внешность», – делился Тестино своими профессиональными секретами, – «Для меня важны ее вкус, идеи, юмор – все то, что определяет ее как личность».
Судьба повернулась к Тестино лицом в 1995 году, когда всемирно известный торговый дом Versace нанял его фотографировать новую коллекцию одежды. История эта очень напоминает сказку о Золушке, где главная роль досталась уже не столь юному перуанцу, знаменитая модель и певица Мадонна сыграла роль принца, Джанни Версаче – мудрого короля, а талантливый американский фотограф Ричард Аведон… ну, наверно, Аведону пришлось перевоплотиться в одну из злодеек-сестер. Джанни Версаче нанял модель и фотографа – Мадонну и Аведона – для рекламной фотосъемки, но что-то у них не заладилось. Тогда Мадонна предложила королю – а Версаче был действительно одним из королей мира моды и гламура – попробовать никому неизвестного Тестино. Король милостиво дал свое соизволение, и… «Когда я принес фотографии Джанни Версаче, он сказал, что я обладаю даром фотографировать одежду», – с гордостью вспоминал Тестино, – «Он говорил, что это очень редкий талант – показать одежду в лучшем свете». Вскоре серии фотографий с подзаголовком «Версаче представляет: Тестиновская Мадонна» (Versace presents «Madonna by Testino») были напечатаны в ведущих модных журналах Европы и Америки. Золушке такая удача и не снилась – она всего-то лишь вышла замуж за принца!
Но настоящий прорыв наступил два года спустя, когда журнал «Vanity Fair» поручил ему сфотографировать Принцессу Диану. Позднее фотограф вспоминал, что волновался не более чем обычно: «Ведь мы каждый день фотографируем какую-нибудь важную персону». Он долго пытался заставить свою знаменитую модель расслабиться, рассказывал о себе, показывал, как модели ходят по подиуму – вот так мужчины, а женщины, дескать, совсем по-другому. Потом попросил ее потанцевать, она уставилась на него в недоумении. «Пожалуйста, станцуйте что-нибудь», – повторил он… и она подчинилась. Потом опять рассказывал ей о чем-то, не забывая время от времени запечатлевать все происходящее на пленку.
Наверно это может показаться циничным, но сами по себе фотографии Принцессы Дианы не принесли бы Тестино такой славы, если бы не ее гибель через пять месяцев после фотосессии. Из несколько скандально известной особы Диана в один миг стала самой известной, почитаемой и любимой персоной в Великобритании и во всем мире. Лучи славы щедро падали на все, что было с ней связано – совсем неплохо перепало и фотографу, тем более что он был одним из последних удостоенных чести запечатлеть Lady Di. «Я, конечно, не мог предположить, что это изменит всю мою жизнь, что последующие десять лет обо мне будут говорить как о любимом фотографе Дианы», – говорил фотограф в интервью CNN. Интересно вспомнить одно роковое совпадение: в том же 1997 году погиб еще один благодетель Тестино – кутюрье Джанни Версаче.
Как бы то ни было, Принцесса Диана принесла фотографу мировую известность, уже десять с лишним лет он один из самых высокооплачиваемых фотографов в мире. В его студиях – теперь у него как минимум четыре студии и офиса в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе – появляются самые богатые и знаменитые люди мира. Фотографии Марио Тестино постоянно мелькают на страницах таких престижных журналов как «Vanity Fair» и «Vogue», его выставки с успехом проходят в различных странах Европы, Азии и Америки. В 1998 году он издал свой первый фотоальбом с несколько странным названием «Есть возражения?» («Any Objections?»), за которым последовали еще около десятка книг и портфолио. И не похоже чтобы он собрался на заслуженный отдых.
Знаменитый немецкий фотограф Хельмут Ньютон, завершая свою автобиографию, писал что «описание чужого успеха, большого или малого, просто не представляет интереса». По его мнению – и я с ним более чем согласен – интересен только путь к успеху, а это значит, что и в рассказе о Марио Тестино настало время поставить точку.
Нельзя сказать, что Тестино быстро добился популярности. В первые годы у него не было постоянной клиентуры; чтобы хоть как-нибудь свести концы с концами он даже подрабатывал официантом в ресторане. Там же работали несколько столь же удачливых в кавычках фотомоделей, так что у Марио было на ком потренироваться. В конце 1970-х годов, когда он решил купить профессиональное осветительное оборудование, ему пришлось брать кредит в банке. Вскоре его снимки начали появляться в модных журналах – не сказать, чтобы очень часто или с большим успехом, но к середине 1990-х годов сорокалетний Марио Тестино был уже достаточно известным и уверенным в себе лондонским фотографом-профессионалом.
Может быть, главное чему он научился за первые 20 лет своей карьеры – это умение помочь модели раскрыться. «Когда я фотографирую, я действительно чувствую себя влюбленным в модель, но не только в ее внешность», – делился Тестино своими профессиональными секретами, – «Для меня важны ее вкус, идеи, юмор – все то, что определяет ее как личность».
Судьба повернулась к Тестино лицом в 1995 году, когда всемирно известный торговый дом Versace нанял его фотографировать новую коллекцию одежды. История эта очень напоминает сказку о Золушке, где главная роль досталась уже не столь юному перуанцу, знаменитая модель и певица Мадонна сыграла роль принца, Джанни Версаче – мудрого короля, а талантливый американский фотограф Ричард Аведон… ну, наверно, Аведону пришлось перевоплотиться в одну из злодеек-сестер. Джанни Версаче нанял модель и фотографа – Мадонну и Аведона – для рекламной фотосъемки, но что-то у них не заладилось. Тогда Мадонна предложила королю – а Версаче был действительно одним из королей мира моды и гламура – попробовать никому неизвестного Тестино. Король милостиво дал свое соизволение, и… «Когда я принес фотографии Джанни Версаче, он сказал, что я обладаю даром фотографировать одежду», – с гордостью вспоминал Тестино, – «Он говорил, что это очень редкий талант – показать одежду в лучшем свете». Вскоре серии фотографий с подзаголовком «Версаче представляет: Тестиновская Мадонна» (Versace presents «Madonna by Testino») были напечатаны в ведущих модных журналах Европы и Америки. Золушке такая удача и не снилась – она всего-то лишь вышла замуж за принца!
Но настоящий прорыв наступил два года спустя, когда журнал «Vanity Fair» поручил ему сфотографировать Принцессу Диану. Позднее фотограф вспоминал, что волновался не более чем обычно: «Ведь мы каждый день фотографируем какую-нибудь важную персону». Он долго пытался заставить свою знаменитую модель расслабиться, рассказывал о себе, показывал, как модели ходят по подиуму – вот так мужчины, а женщины, дескать, совсем по-другому. Потом попросил ее потанцевать, она уставилась на него в недоумении. «Пожалуйста, станцуйте что-нибудь», – повторил он… и она подчинилась. Потом опять рассказывал ей о чем-то, не забывая время от времени запечатлевать все происходящее на пленку.
Наверно это может показаться циничным, но сами по себе фотографии Принцессы Дианы не принесли бы Тестино такой славы, если бы не ее гибель через пять месяцев после фотосессии. Из несколько скандально известной особы Диана в один миг стала самой известной, почитаемой и любимой персоной в Великобритании и во всем мире. Лучи славы щедро падали на все, что было с ней связано – совсем неплохо перепало и фотографу, тем более что он был одним из последних удостоенных чести запечатлеть Lady Di. «Я, конечно, не мог предположить, что это изменит всю мою жизнь, что последующие десять лет обо мне будут говорить как о любимом фотографе Дианы», – говорил фотограф в интервью CNN. Интересно вспомнить одно роковое совпадение: в том же 1997 году погиб еще один благодетель Тестино – кутюрье Джанни Версаче.
Как бы то ни было, Принцесса Диана принесла фотографу мировую известность, уже десять с лишним лет он один из самых высокооплачиваемых фотографов в мире. В его студиях – теперь у него как минимум четыре студии и офиса в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе – появляются самые богатые и знаменитые люди мира. Фотографии Марио Тестино постоянно мелькают на страницах таких престижных журналов как «Vanity Fair» и «Vogue», его выставки с успехом проходят в различных странах Европы, Азии и Америки. В 1998 году он издал свой первый фотоальбом с несколько странным названием «Есть возражения?» («Any Objections?»), за которым последовали еще около десятка книг и портфолио. И не похоже чтобы он собрался на заслуженный отдых.
Знаменитый немецкий фотограф Хельмут Ньютон, завершая свою автобиографию, писал что «описание чужого успеха, большого или малого, просто не представляет интереса». По его мнению – и я с ним более чем согласен – интересен только путь к успеху, а это значит, что и в рассказе о Марио Тестино настало время поставить точку.
***
Может быть, кто-нибудь из читателей возмутится: стоило ли в начале статьи ставить столько вопросов, чтобы оставить их без ответа. Каюсь: я это сделал преднамеренно, мне кажется в данном случае правильно поставленный вопрос гораздо важнее ответа, который во всех случаях будет слишком субъективным. Каждый сможет ответить на него для себя, рассматривая фотографии Марио Тестино на выставках, в книгах, в Интернете. Но прежде чем вы отнесете Тестино в какую-нибудь категорию, вспомните, что в наши дни «фотохудожников» развелось… ну очень много, а хороший «фоторемесленник» способный сфотографировать предмет одежды, так что руки зрителей невольно потянутся к кошельку – большая редкость.Автор Андрей Высоков
No comments:
Post a Comment
Thank you for your comment!